Прежде всего в детском саду мы стремимся ввести течение дня в правильный ритм, поскольку принцип примера и подражания может реализоваться только на основе ритма и повторения.
Наш день начинается в 8 чaсов 30 минут. После общей встречи в кругу — завтрак. Затем происходит самое важное в дневном ритме – свободная игра, то время, когда дети самостоятельно играют маленькими группами, используя подходящие игровые материалы. Взрослые в это время заняты деятельностью, необходимой для жизни группы. Это могут быть хозяйственные дела или рукоделие. Главное — чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой деятельной жизни. Через действие, через собственный опыт дети учатся.
За свободной игрой следует уборка, после – подвижная музыкально-ритмическая игра с определенным сюжетом или другое занятие в зависимости от дня недели: акварельная живопись, лепка воском, приготовление теста, а из него — печенья, эвритмические занятия. Затем после небольшого фруктового завтрака мы идем гулять.
В нашем детском саду есть два вида групп – группы полного и неполного дня. В группах неполного дня родители забирают детей после прогулки (в 13 часов), а обед дается им с собой в принесенных заранее термосах. Так устроено для того, чтобы дети могли более логично завершить первую половину дня – погулять, потом, придя домой, пообедать и лечь спать.
В группах полного дня по возвращении с прогулки — совместные приготовления к обеду, небольшая игра в кругу, после этого садовницы рассказывают детям сказку или показывают небольшой кукольный спектакль, затем все садятся обедать. За обедом следует сон.
После сна – полдник, игра, рукоделие или прогулка. В 17 часов за детьми приходят родители. Если у родителей нет возможности забрать ребенка в это время, то можно прийти в 18 часов, предварительно предупредив об этом садовниц.
Каждый понедельник от завтрака до обеда у нас большая прогулка – поход в лес, где дети имеют редкую для городской жизни возможность реализовать свои основные потребности в настоящем движении, взаимодействии с живой природой и последовательных наблюдениях за течением ее жизни. Из естественного природного окружения ребенок черпает нужные для его развития жизненные силы.
Этот выработанный ритм повторяется каждый день из недели в неделю.
Ритмичность года выражается в том, как естественно следуют одна за другой повторяющиеся из года в год природные эпохи. Их содержание зависит от времени года и основных праздников и определяет виды деятельности, характерный набор игр, песен, сказок.