Всем нам хорошо известно из личного опыта, что в подростковом возрасте у человека возникает потребность в самостоятельности, и она, как и все вновь зарождающееся, нуждается в поддержке.
Вальдорфские школы поддерживают своих молодых людей активно, предоставляя им возможность проявить самостоятельность в проектных работах и разнообразных практиках.
В определенный момент становится важным превратить полученные в школе теоретические знания в инструмент творческого, практического освоения мира. Для этого и существуют различные виды практик, каждому возрасту – своя. В практической деятельности задействован весь человек в целом, а не какая-либо из его сторон или качеств, что как нельзя лучше способствует гармоничному развитию личности, а это и есть основная задача вальдорфской школы.
Проектная деятельность в вальдорфских школах начинается с восьмого класса и бывает двух видов – групповая, когда над проектом работают несколько учеников, и индивидуальная. И в том, и в другом случае ребята делают работу самостоятельно. Выбранный самими учениками куратор проекта не назначает тему, а поддерживает их на всех этапах работы. Таким образом, ученики имеют шанс встретиться не с голым контролем и назиданием, а с творческими силами взрослого, его волей. Важно, чтобы работа над проектом интересовала в первую очередь их самих, потому что именно собственная, самостоятельная способность суждений и является главной целью развития человека в старших классах вальдорфской школы. Учитель же, становясь исследователем, может выйти за рамки школьной рутины и вновь испытать энтузиазм.