Индивидуальное развитие человека
Вальдорфская педагогика имеет в арсенале все пожелания родителей и даже больше. В такой школе заботятся обо всем: о том, каков учитель, как он учит детей, как он относится к моему ребенку. Если ребенок слаб, то это не повод для усиленного репетиторства, а педагогическая задача учителя и родителя — сделать его сильнее. Если ребенок сильный, изначально мотивированный, значит важно учить его так, чтобы эти качества сохранились бы и в школе, и после ее окончания. Вальдорфская школа повернута к ребенку. Задачи его индивидуального развития – главное в работе школы. То, как ребенок проведет 11 школьных лет, будет влиять на всю его последующую жизнь, ибо войдя в школу ребенком, человек покидает ее почти достигнув совершеннолетия. Учитель и школа бережно относятся к биографии ребенка. Каждый ребенок – личность, каждый – ценность.
Целостное развитие человека
Вальдорфская школа интересна тем родителям, которые хотят целостного развития для своего ребенка. За годы школы в человеке важно развивать не только мышление, но и чувства, и волю. В учебном плане вальдорфской школы представлены все предметы: математика, родной язык, литература, история, география, физика, химия, биология, иностранные языки, информатика. Однако, часть предметов имеет целью развитие чувств и воли. Чем тоньше я чувствую, тем сложнее мне сделать другому больно, тем больше мне открыто в мире красоты, образов, душевных переживаний. А это значит, что у меня богатый внутренний мир, для меня ценен и важен другой человек, я готов к контакту, мне интересен мир. Умный, но бездушный деятель — серьезная проблема современного поколения. В вальдорфской школе целый комплекс предметов направлен на развитие сферы чувств – музыка, живопись, театр, эвритмия. Все эти предметы преподаются с 1 по 11 класс.
Воля так же важна для жизни, как чувства и мышление. Воля – это способность человека осуществить задуманное, совершать поступки или сознательно отказываться от них. Иначе говоря, воля – это действие. Если ребенку не дают проявлять инициативу, «наказывают» тройкой или двойкой, постоянно ставят в ситуацию шаблонного поведения и определенных алгоритмов в мышлении и в поступках, он теряет мотивацию к действию. Его природная активность мало поддерживается учебным процессом. Вальдорфская школа в каждом уроке содержит специальные элементы, направленные на развитие и укрепление воли ребенка. Например, в начале каждого дня на первом, главном уроке проводится ритмическая часть, где учебный материал буквально через движение входит не только в сознание детей, но и в тело: счет сопровождается топаньем, хлопаньем, прыганьем; буквы можно писать не только на бумаге, но рукой или ногой в воздухе; передавая мяч по кругу, можно учить таблицу умножения. Есть и специальные предметы, направленные на развитие воли: рукоделие и ремесло, строительство дома, сельское хозяйство. В старших классах к сфере воли относят иностранные языки, потому что они требуют постоянной ритмичной тренировки, что укрепляет волю.
Здоровье и мотивация
Ученики в вальдорфской школе меньше болеют, чем в обычной и, как правило, с удовольствием ходят в школу. Ребенок, который не любит школу, здесь – редкость. Меньшее количество заболеваний (в нашей школе очень мало детей в очках и почти никого нет с заболеваниями желудочно-кишечного тракта) объясняется тем, что учеба ребенку в радость. Отсутствует стресс: обучение в школе происходит без оценок, нет практики оставлять детей на второй год и сравнивать с другими учениками, только с самим собой. Портфель вальдорфского ученика лёгок — в начальных классах учебники не используются в преподавании. Каждый урок построен так, что обязательно происходит смена деятельности и часть ее — в движении. Учебная неделя имеет определенный заданный ритм, в котором интеллектуальная деятельность ежедневно разбавлена волевой или чувственной: уроки по основным предметам (математика, родной язык, история, география, биология, физика и т.д.) сменяются физкультурой, музыкой, гимнастикой, живописью, эвритмией, рукоделием. Количество неинтеллектуальных предметов может достигать 8-9 часов в неделю (более трети учебного времени).
Воспитание к свободе или цель вальдорфской школы
Ставя себе задачу увидеть индивидуальность в каждом ребенке, вальдорфская школа понимает, что эти индивидуальности очень разные: от одаренного ребенка, до ребенка, испытывающего трудности в обучении, от абсолютно здорового до часто болеющего, от активного и открытого до пассивного и закрытого. Но тем и ценен подход вальдорфской педагогики, что она каждому позволяет пробудить в себе то, что необходимо именно ему. Главное, чтобы став взрослым, человек смело брался за что-то новое, чувствовал интерес и способности к решению жизненных задач. Одно из важных качеств вальдорфских учеников, выявляемое при исследованиях учебных способностей, — креативность, нестандартность мышления; при исследованиях социальных взаимодействий – толерантность, открытость. Учителя вальдорфской школы заботятся о том, чтобы став взрослыми, ученики приобрели устойчивое стремление к свободе, как к способности осознанно менять свою жизнь.
Свободно самоопределяющаяся творческая личность, имеющая здоровье, способности и силы для осознанного выбора и самореализации, целостно и образно воспринимающая мир – вот цель вальдорфской школы в работе с каждым ребенком.