Вальдорфская педагогика или педагогика Рудольфа Штайнера — международное гуманистическое педагогическое движение, включающее в себя детские сады, школы, семинары и высшие школы по подготовке воспитателей, учителей, социальных и лечебных педагогов. В мире насчитывается более 1000 школ, 2000 детских садов и 500 лечебно-педагогических инициатив.
Основная задача вальдорфской педагогики заключается в воспитании самостоятельного ответственного человека с живым творческим мышлением и с доверием к самому себе. Главное – увидеть в каждом ребенке индивидуальность и сделать так, чтобы заложенный потенциал раскрывался и действовал в нем всю сознательную жизнь.
Давайте в существующих условиях работать над тем, чтобы любая деталь школьной практики служила совершенствованию человеческой природы. Но будем добиваться этого методами, учитывающими условия окружающей социальной среды.
Истоки
Вальдорфская педагогическая система возникла в Германии после Первой мировой войны. Основные идеи новой педагогики выдвинул немецкий философ, исследователь творчества Гете, Рудольф Штайнер. Он предложил объединить народную начальную школу и гуманитарную гимназию в единую школу, в первую очередь, ориентированную на законы развития ребенка. Эти идеи подхватил Эмиль Мольт, директор сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте. В 1919 году была учреждена первая школа подобного типа. Она стала называться Свободная вальдорфская школа и дала название всей педагогической системе – вальдорфская педагогика.
Начиная с конца 20-х годов прошлого века, вальдорфские школы стали появляться и в других странах Европы. В годы национал-социализма эти школы подвергались запрету. После Второй мировой войны они распространились по всему миру.
Вальдорфская педагогика в России
Вальдорфская педагогика появилась в России на рубеже 80-90-х годов, когда российское образование было охвачено волной инновационного движения, идеями педагогики сотрудничества, демократизации школы.
В 1990 г. появились классы, где отдельные учителя начали учить детей по вальдорфскому методу. Один из первых таких классов в дальнейшем вырос в школу «Семейный лад» в Москве, еще два – в Самарскую и Смоленскую вальдорфские школы в 1991 году, а уже в 1992 году начали открываться школы по всей стране.
К 2016 году в России работали 20 школ (14 негосударственных и 6 государственных), около 60 детских садов, два семинара по подготовке учителей, одна социально-педагогическая инициатива, несколько лечебно-педагогических учреждений. Количество организаций, разделяющих принципы вальдорфской педагогики и работающих на её основе, постоянно растет. Официальное признание в нашей стране вальдорфская педагогика получила во многом благодаря усилиям директора московской школы №1060 Анатолия Пинского. В этой же школе работали «Учитель года России 2009» Михаил Стародубцев и «Учитель года России 2010» Михаил Случ.
В 2006 году утверждены Образовательные программы Российских вальдорфских школ. Вальдорфские школы России объединены в Ассоциацию. Российская Ассоциация в свою очередь входит в Международную Ассоциацию вальдорфской педагогики (IAO) и Европейский Совет Вальдорфского образования (ECSWE).