В вальдорфских школах преподавание ведется учебными эпохами (циклами погружения), каждая из которых длится от одной до четырех недель. Многие предметы — история, биология, география, частично математика, русский язык и литература — изучаются углубленно в виде определенных циклов. В течение года эпохи сменяют друг друга — за математикой следует русский язык, потом опять математика и т.д. Такая периодичность способствует лучшему пониманию предмета, получению более прочных знаний. Ребенок имеет возможность полностью вжиться в материал, не тратя энергию на начало и остановку.
Занятия происходят интенсивно. Ежедневно место первых двух уроков занимает Главный урок, где изучается один главный предмет эпохи. Отличительная черта Главного урока — смена деятельности: сначала ритмическая часть, затем – основная. Завершает урок рассказ учителя или эксперимент.
ГЛАВНЫЙ УРОК
Новое школьное утро начинается одинаково хорошо и серьезно – крепкое рукопожатие каждого ученика и классного учителя у дверей класса. Обязательно посмотреть друг другу в глаза, сказать: «Доброе утро!», обратиться по имени, установить личный контакт между учителем и каждым учеником, настроиться, проснуться и войти в класс.
В младших классах сначала не включают яркий свет, потому что необходим плавный переход от домашнего утра к утру учебному. Открывает урок обоюдное приветствие учителя и его класса, теперь уже всего класса целиком. Например, вот так: «Доброе утро, дорогой второй класс!». Когда класс собран, произносится утреннее изречение, и в течение нескольких минут каждый ученик может рассказать то немногое, чем уже успело запомниться сегодняшнее утро. То, на что он обратил внимание уже сегодня – сильный ветер или яркое солнце, красивая снежинка или птица за окном. Затем учитель включает свет и переходит к первой – ритмической части урока.
Ритмическая часть (логоритмика) играет важную роль в начальной школе. В течение 15 – 20 минут происходит работа над образностью и выразительностью речи. Дети поют песни и водят хороводы, говорят хором стихотворения и скороговорки, делают различные упражнения.
Ритмическая часть позволяет ученикам через стихотворные формы и движение знакомиться с учебным материалом, помогает ослабить влияние и проникновение внешнего мира в пространство основного урока. Она дает возможность собрать детей, сконцентрировать их внимание, способствует наиболее эффективному усвоению учебного материала.
За ритмической частью следует основная, информационная часть урока, когда изучается, обсуждается и усваивается новый материал по предмету эпохи. Учитель старается сделать процесс обучения максимально продуктивным и творческим. Более взрослые ученики делают самостоятельные выводы из своих наблюдений за сутью предмета, а в младших классах это может быть сказка, небольшой спектакль с участием изучаемых букв или цифр. Учитель волен и сам выступать в роли сказочного героя — эффективность усвоения новых знаний благодаря такому преподаванию только возрастает.
На основной части урока дети работают с учебными тетрадями – здесь они пишут, чертят, рисуют. Таким образом происходит переработка нового материала. На уроках не используются традиционные учебники — они создаются самостоятельно каждым учеником и иллюстрируют полученные знания. Красочные, индивидуальные, сделанные с большой любовью учебные тетради помогают усвоению предмета эпохи. Это не только запись о том, что было изучено, но и активный метод познания, увеличивающий тягу учащихся к творчеству и получению новой информации.
Завершает урок рассказ учителя, ориентированный на культурно-исторические или литературные темы в соответствии с учебной программой каждого класса. В младших классах это сказки, легенды и саги; может быть и устная работа учащихся – пересказ, чтение. В средних и старших классах в этой части урока демонстрируются эксперименты или детально описываются конкретные исторические события, биологические и географические факты.
Так происходит смена деятельности во время Главного урока — переход от ритмической части к интеллектуальной работе, далее — к практической, а от нее — к спокойной созерцательной во время рассказа учителя или наблюдения экспериментов. Подобная организация урока оберегает детей от перегрузки и напрямую связана с естественными физиологическими и психическими процессами развития ребенка, устройством его памяти и внимания.
Конечно, не только Главный, но и остальные уроки в вальдорфской школе живые и интересные. Они пробуждают воображение, тягу к творчеству, позволяют раскрыться индивидуальности учеников. Важно обращение педагогов не только к умственной деятельности детей, но к их рукам и сердцу, желание воспитать гармонично развитого человека. Вальдорфские школы делают это уже больше ста лет.