Проектная деятельность появляется в 8 классе и включает практическую и теорeтическую части. Темы проектов очень разнообразны и иногда неожиданны. Среди них могут быть, например, такие: «Платье — картина времени», «Фитотерапия. Аптека в моем саду», «Кинематограф», «Язык тела и трудности перевода».
В нашей школе случались проекты «Вечный двигатель. Вопросы и решения», «Особенности невесомости», «Феномен времени», «Тайны воды». Были «Секреты мыловарения», «Школьная кузница», «3D Карта». Конечно, ребят интересуют и «вечные» темы: «Ложь. Как не стать ни субъектом, ни жертвой лжи», «Выбор жизненного пути», «Каково это — быть учителем? Из опыта частных уроков».
Самостоятельная деятельность является лучшей подготовкой к дальнейшей жизни, одним из основополагающих качеств уверенного в себе человека. Поэтому в вальдорфской школе к 11-му классу перед каждым учеником стоит задача выполнить проектную работу самостоятельно от начала и до конца. Конечно, учитель, выбранный учеником в качестве куратора, по-прежнему сопровождает его в процессе работы над проектом, большое значение в этот период имеет и поддержка родителей. Но все-таки значимым фактором является персональная ответственность ученика за весь проект.
В проектной деятельности важна не только сама работа над проектом. Подготовить к презентации, а затем представить подготовленный материал – это едва ли не самый волнительный момент во всем процессе. Выступить перед большой аудиторией (учителя, родители, одноклассники, гости), поделиться с ними тем, что стало близко и интересно ученику — ответственная и для многих трудная задача.
В сущности, такой проект – это вальдорфский экзамен, последний штрих завершения учебы. Стандартные экзамены при этом не отменяются, но самостоятельный проект – большое дело, которое должен сделать выпускник. Что он получает? Опыт самостоятельной работы, организации и планирования большого объема задач и собственного времени, опыт работы со взрослыми людьми – не всегда это только педагоги. Часто идея проекта предполагает участие большого количества людей вне школы — индивидуальный проект может иметь почти любую форму. Научное исследование, акцент на практическом применении, театральная постановка, интерпретация социологических данных — важно, чтобы работа соответствовала потребностям и интересам конкретного ученика.
Интересный пример. На выпускном экзамене в штутгартской вальдорфской школе одна девушка защищала свой проект – она сама сделала скрипку и играла на ней. Была представлена не только скрипка, но и теория музыки. Так, проводя последовательно в проекте непрерывную линию от замысла, через модель к реальному результату труда, ученики вальдорфских школ учатся чувствовать связь теории с волей и конкретной деятельностью.
Таким образом становится очевидно, что работа над проектом дает возможность авторам не только (и даже не столько!) углубиться в выбранную тему, изучить и увидеть многообразие ее проявлений в окружающей жизни, что само по себе тоже немаловажно. Другая сторона этой работы – опыт самостоятельного творческого созидания, ведение проекта от зарождения идеи до ее практической реализации, представление результатов и открытий, сделанных в процессе создания проекта. Такой опыт помогает молодому человеку сделать уверенный шаг в свое будущее и пусть даже пока только предположить, что мастерство и свобода не могут существовать друг без друга.