В вальдорфской школе есть предметы, не знакомые традиционной школе, — рисование формы и эвритмия.
Рисование формы
Рисование формы предшествует письму. Предмет присутствует в основном в расписании эпох первого, второго и третьего классов как первоначальное графическое обучение письму, началам графики и каллиграфии. Обучение напрямую связано с движением, которое присутствует и в ритмической части урока, и в рисовании формы. Первоначально форма переживается всем телом: ходьба – переживание прямой; окружность – широкие движения руками и ногами. Позже ученик начинает постигать формы в рисовании сложных геометрических узоров, орнаментов. На уроках родного языка в первом классе дети знакомятся с большими печатными буквами, появляющимися из рисунка, связанного с характером звука.
Эвритмия
Эвритмия – искусство художественного движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Она зародилась в начале ХХ века в Европе и была включена в программу появившихся в 1919 году вальдорфских школ как художественный элемент. Это было новое искусство, которое пришло из жизни. Сущность эвритмии — внутреннее выражение себя во внешнем движении через единство музыки, слова и образа. Язык эвритмии – это язык жестов и ритмов, живущих в музыкальном и поэтическом произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу и одновременно выражает закономерности речи или музыки.
Эвритмия оказывает помощь ребенку в самовыражении, дает ему возможность почувствовать свободу, движение, удовольствие от совместного действия, воодушевление и радость творчества.
Занятия эвритмией в вальдорфских школах, как правило, предусмотрены во второй половине дня. Задача эвритмии и в школе, и в детском саду — помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его жизненными и возрастными этапами. Эвритмия охватывает тело ребенка через одушевленное движение, включая духовное начало в гармоническое отношение с физическим.