Преподавание эпохами, обучение через погружение
Особенностью организации учебного процесса вальдорфских школ является преподавание учебными эпохами (циклами погружения), каждая из которых длится от одной до четырех недель. Ряд общеобразовательных предметов: история, биология, география, математика, русский язык и литература изучается концентрированно в виде определенных циклов. Это и есть обучение через погружение в материал вместо простой демонстрации знаний. В течение года эпохи сменяют друг друга, например, за математикой следует русский язык, потом опять математика и т.д.
Такая периодичность изучения предметов способствует углублению понимания изучаемых на эпохах тем, дает ребенку более прочные знания. Преподавание эпохами позволяет ученику погрузиться в предмет, делает полученные знания прочувствованными и осмысленными.
Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения – правописание в русском языке, навыки счета и решения примеров в математике, иностранные языки (английский и немецкий в вальдорфских школах начинаются с первого класса), предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия – преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.
Главный урок
Эпохальные занятия происходят интенсивно: ежедневно в форме главного урока – первого урока каждого учебного дня. Полтора астрономических часа может быть посвящено рассмотрению таких тем как география, механика, древние римляне, деревья, финансы или архитектура и др. Это оказывается эффективным методом обучения, позволяющим развить память ребенка, поддержать его интерес к учебе. Главный урок имеет определенную структуру: ритмическая, основная и заключительная часть.
- Ритмическая часть урока оживляет и пробуждает учеников, является переходом к учебным занятиям. Дети поют, музицируют, декламируют стихотворения, делают различные ритмические упражнения, связанные с возрастом и содержанием урока.
- На основной части изучается, обсуждается, усваивается новый и закрепляется старый учебный материал.
- В завершении урока учитель рассказывает истории, связанные с темой года в соответствии с учебной программой каждого класса, или демонстрирует эксперименты, или детально описывает исторические, биологические, географические факты.