Обучение без оценок
Обучение в вальдорфской школе не ставит своей задачей ответить на вопрос «кто лучше?», не является состязательным. В средней школе дети учатся без балльных оценок. Достижения каждого ребенка оцениваются по индивидуальным и качественным критериям, в соответствии с его возможностями и достигнутым уровнем развития. Главным в этом возрасте является сам ребенок: его сегодняшнее состояние сравнивается с предыдущим, в соответствии с этим и оцениваются происходящие в нем позитивные или негативные изменения.
В конце учебного года учитель пишет подробный детальный отчет — характеристику на каждого ученика с описанием достигнутых результатов и рекомендациями.
Наряду с этим дети проходят обязательное тестирование, предусмотренное государственными программами, результаты которого оформляются в виде оценок. При переходе в другую школу, конечно, тоже могут быть выставлены оценки.
Без стандартных учебников
В вальдорфской школе обучение происходит без стандартных учебников. Для образовательной программы таких школ принципиальной является позиция, что не учебники, а личность педагога оказывает на детей определяющее воздействие. Именно учитель в состоянии оживить и сделать интересным и доступным для детей любой материал, поэтому школа оставляет за ним право выбирать подходящий способ подачи материала и его источники. Это может быть устный рассказ и задания, книги для чтения, сборники задач, дидактические материалы и многое другое. В старших классах учащиеся самостоятельно выбирают для себя дополнительные источники информации и зачастую бывает, что они прочитывают и перерабатывают больше материала, чем это принято при традиционном обучении, ориентированном на учебник.
Принимая во внимание индивидуальные особенности каждого ученика и класса в целом, а также различные возможности и опыт каждого преподающего в классе педагога, обучение в вальдорфской школе построено так, что в каждом конкретном классе учебный процесс имеет свои индивидуальные черты. Этому не могут способствовать единые для всех стандартные учебники. Роль учебника выполняют устные рассказы и задания учителя, книги для чтения, сборники задач и прочие разнообразные учебно-методические материалы.
Собственные тетради — учебники
Вальдорфские ученики создают собственные тетради, которые по окончании учебного года становятся их личными учебниками. Такая тетрадь представляет собой результат собственной учебной деятельности ребенка. Красота оформления такой тетради и ее содержание одинаково важны. Это в полном смысле слова рабочая тетрадь, она от начала и до конца оформляется и заполняется самим учащимся. В учебной тетради содержатся результаты самостоятельного выполнения ребенком различных заданий по предмету, записывается краткое содержание изучаемой темы, составляется конспект, делаются иллюстрации. В начальной школе — с помощью педагога, по мере продвижения к старшим классам — все в большей степени эта работа выполняется самим учеником.