Ранние годы
Рудольф Штайнер родился в Австро-Венгрии 27 февраля 1861 года в семье железнодорожного служащего. Отец мальчика Иоганн Штайнер был телеграфистом на австрийской Южной железной дороге, позже — начальником станции.
В раннем детстве Рудольф понял, что обладает даром ясновидения. Около 9 лет Штайнер пережил встречу с духом своей тёти, сестры матери, умершей в далеком городе и просящей его о помощи. Ни сам мальчик, ни его семья в этот момент не знали о смерти женщины. Во время путешествия с родителями, находясь на железнодорожном вокзале, Рудольф как наяву увидел подробности ее трагической смерти. Мальчик рассказал об этом родителям, но они не приняли его слова всерьез. Некоторое время спустя пришло письмо с известием о кончине женщины. Произошла она именно в тот момент, когда на железнодорожном вокзале состоялся тот самый разговор мальчика с родителями.
В своей способности ясновидения Штайнер был уверен. Он научился жить в двух мирах: чувственном и сверхчувственном, начал различать вещи и существа, «видимые» и «невидимые» для людей.
Отец стремился дать сыну хорошее техническое образование и отдал его в реальное училище. Рудольф блестяще сдал вступительные экзамены, был очень любознательным, учился хорошо, к тому же прилежные ученики освобождались от платы за обучение. В 12 лет самостоятельно, по книге, взятой у учителя, Рудольф изучил геометрию, тригонометрию, дифференциальные и интегральные исчисления. В 14 лет начал изучать «Критику чистого разума» Канта и другие философские книги. Наряду с программой реального училища он самостоятельно проходит гимназический курс, овладевая греческим, латынью, историей, литературой.
Позже, в Высшем училище он изучает математику, химию, естественную историю, физику, зоологию, ботанику, биологию, геологию и чистую механику. Одновременно Штайнер слушает лекции по немецкой литературе, а в университете — по философии, продолжая самостоятельное углубление в предмет. При этом он ведет частную педагогическую практику, участвует в литературно-художественных и философских кружках, интересуется музыкой, архитектурой и живописью. Во время учебы в Вене Рудольф Штайнер знакомится с учением Гете о цвете, и, заинтересовавшись им, самостоятельно изучает оптику.
В таком разнообразии интересов Рудольфа Штайнера, еще совсем молодого, но уже много знающего и глубоко чувствующего человека, возможно, и лежит самое начало концепции вальдорфской школы, которая в учебном плане предусматривает гармоничное сочетание гуманитарного, естественнонаучного и математического циклов.
О своих учителях Рудольф Штайнер вспоминает с теплотой и большой любовью. Помимо подробного описания методов и содержания преподавания, в своих трудах он дает живые портреты людей, оказавших на него влияние в школьные годы и в период обучения в Высшей технической школе в Вене. В таком уважительном отношении к учителю видна еще одна отличительная черта вальдорфских школ и детских садов – влияние личности педагога, его человеческих качеств на процесс обучения и воспитания ребенка. Первоочередность их по сравнению с методиками, технологиями и программами преподавания. Важность ощущения души учителя как человека, способного «оживить» любой преподаваемый им материал.
Начало педагогической деятельности
Личная педагогическая деятельность Рудольфа Штайнера началась примерно с 14 лет, когда он стал давать учащимся с ним ребятам, имевшим трудности в усвоении материала, вспомогательные уроки. Штайнер позже писал: «Я обязан этим занятиям очень многим. Преподнося воспринятый материал другим, я в известном смысле пробуждался для него». Поощрение духа поддержки и взаимопомощи появится позже в принципах вальдорфской педагогики, где нет отбора одаренных и отталкивания тех, кто слабее, не приветствуется конкуренция и сравнение себя с другими. Наоборот, если у меня есть способности и что-то получается хорошо, и я помогаю слабому, то мои способности не только не исчезают, но и получают возможность развиваться в ином качестве — социальной ответственности.
Частная преподавательская деятельность продолжалась у Штайнера много лет, являясь и источником средств к существованию. Со временем он преподает практически все предметы на различных уровнях обучения, получая богатый педагогический опыт с одной стороны, при оказании помощи аспирантам в подготовке докторских диссертаций, а с другой – при занятиях с ребенком с задержкой развития.
Этим ребенком был мальчик 10 лет, считавшийся больным физически и душевно, страдающий гидроцефалией. Даже самое незначительное умственное напряжение было причиной головной боли, сопровождалось нарушением поведения. Состояние мальчика заставляло сомневаться в его способности к обучению – к этому выводу пришли сразу несколько врачей. Штайнер же был убежден, что главное — привести духовно-душевное в ребенке в правильную, здоровую связь с телесным, и обучение даст неожиданные для многих результаты. Так и случилось. Семья отдала Штайнеру на воспитание мальчика, который позднее поступил в университет и стал врачом.
Штайнер писал об этом так: «Эта воспитательная задача была для меня богатым источником учения. Благодаря практике обучения, которое мне приходилось применять, мне открылось понимание связи между духовно-душевным и телесным в человеке. Здесь я прошел подлинную школу физиологии и психологии. Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека. Я должен был тщательно придерживаться принципа экономии. Для какого-нибудь урока, продолжавшегося полчаса, мне часто приходилось готовиться в течение двух часов с целью так оформить преподаваемый материал, чтобы в возможно короткий промежуток времени и при наименьшем напряжении сил ученика достичь максимально возможной продуктивности. Нужно было тщательно продумать последовательность преподаваемых дисциплин, определить весь режим дня мальчика. В течение двух лет мой ученик смог нагнать упущенное в школе, а потом с успехом сдать экзамен на аттестат зрелости».
Этот опыт становится источником рождения еще одного важного принципа вальдорфской педагогики. С одной стороны, Штайнер концентрируется на духовно-душевной сущности ученика, на его скрытых способностях и задатках. С другой — считает важным подходить к задаче обучения естественнонаучно, методически, принимая во внимание и физиологическую, и психологическую стороны. Решающую роль в выстраивании процесса преподавания играет четкий, почти технический подход, а не энтузиазм и самопожертвование. Штайнер уверен, что действие духовного усилия необходимо проверять на телесном самочувствии и вносить необходимую корректировку. Особое внимание телесному развитию и здоровому сочетанию телесного с душевно-духовным явился впоследствии одной из отличительных черт вальдорфской педагогики.
Наука, философия и многое другое…
В 1890 году Рудольфа Штайнера приглашают в Веймар для работы в архиве Гете. Продолжая педагогическую деятельность, Штайнер как редактор научных трудов Гете занимается подготовкой издания самого полного собрания сочинений, в состав которых входят и научные труды великого поэта, государственного деятеля, мыслителя и естествоиспытателя. Он пишет вступительные статьи и комментарии к четырем томам научных работ Гете, участвует в подготовке полного собрания сочинений немецкого философа Артура Шопенгауэра и писателя Жана Поля.
В течение семи лет, проведенных в Веймаре, Рудольф Штайнер наряду с работой в архиве Гете защищает докторскую диссертацию по философии, продолжает художественные и научные изыскания, работает над созданием собственной научно-философской концепции. Результатом веймарского периода Штайнера стало порядка ста работ – философских, научных и литературных, статей по драматургии и театральных обозрений, биографических очерков. В это же время Рудольф Штайнер публикует философскую работу, которую считает одним из самых главных трудов своей жизни, основой всей своей последующей деятельности – «Философию свободы», предлагающую людям путь к духовному освобождению, попытка показать, что истинно человеческое в самом человеке – это творческая свобода. Противник принуждения человека извне, Штайнер подчеркивает, что по-настоящему свободное действие – это не произвол и хаотичные движения, а действие, опирающееся на познание.
В 1897 году Штайнер переезжает в Берлин, становится редактором известного «Литературного журнала», принимает активное участие в драматическом кружке, в постановке новых пьес, общается с представителями театра, литературы и искусства. Соглашается на предложение преподавать историю и естествознание в вечерней школе для рабочих. В течение пяти лет Рудольф Штайнер читает лекции по истории средних веков, французской революции, современной истории, по истории культуры и искусства ХIХ века, по немецкой литературе второй половины ХIХ века, по общей культуре от первобытных времён до наших дней, по истории религии, по анатомии человека, лекции о животных, об открытиях ХVI и ХVII веков, ведет курсы по упражнению в речи. В выходные дни он часто водит своих учеников в музеи, а летом выезжает за город, знакомя их с жизнью растений и геологическими особенностями окружающих мест.
К 1910 году общее количество прочитанных Штайнером лекций достигает 6000. Его лекции собирают огромные аудитории, книги переводятся на разные языки. Популярность Рудольфа Штайнера растет не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Его поклонниками и учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.
2 февраля 1913 Рудольф Штайнер основал собственное – антропософское — общество. Образованное от греческого слово «антропософия» содержит в себе сочетание слов «человек» и «мудрость». Целью создания антропософского общества Штайнер видел открытие людям методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Стоит ли говорить, что продолжается лекционная деятельность, участие в постановке драматических спектаклей, и зарождается новое искусство. Эвритмия — искусство художественного движения, сочетание особого гармонизирующего движения с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение одновременно еще и целительное, так как основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.