Хотя ребенок после рождения беспомощен и нуждается в нашей заботе, он приносит с собой в мир при рождении две способности, благодаря которым он этот мир осваивает: способность к подражанию и огромную силу воли.
Все происходящее в окружении ребенка производит на него глубочайшее впечатление, но одновременно побуждает его это повторить, воспроизвести самостоятельно. Именно таким образом ребенок осваивает основные человеческие умения – ходьбу, речь и мышление.
Подражание живет в ребенке как внутренний импульс. В первые семь лет он по-настоящему учится только через подражание. Это означает, что люди, окружающие ребенка, все время служат ему примером, поэтому их действия в своем стремлении должны быть осмысленными, красивыми и добрыми – то есть заслуживающими повторения.
Область возникновения фантазии — это тот регион души, который особенно нуждается в переживаниях красоты природы и искусства. От того, происходит ли это и как оно происходит — зависит душевное здоровье на каждой жизненной ступени.
Якоб Штрайт
Маленький ребенок – это волевое существо. Воля – это не желания и не хотения, но глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания в поступки. Поэтому ребенок гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. Все, что он видит, он хочет повторить, а если не удается, то готов попробовать еще и еще. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения. Он расположен действовать и, действуя, узнавать.
Важно предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов, не лишая его при этом своей заботы.