Практики начинаются с третьего класса и связаны с темой года.
3 класс – ремесленная практика. Участвуя в различных профессиональных видах деятельности, ученики знакомятся с ними. Это могут быть неожиданные, но очень приятные знакомства: например, путь зерна от его посадки до готового хлеба. Посеять, собрать, помолотить, перемолоть в муку и испечь хлеб – это ли не драгоценный опыт? Изучение традиций строительства дома разных народностей России, а потом и самостоятельная постройка небольших домиков, скворечников, скамеек, оград для школьных цветников. Основное – это понимание того, что мир вокруг нас создается нашими собственными руками.
4 класс – краеведческая практика. В течение учебного года ребята осваивают и изучают свой город — улицы, здания, составляют карты. В период летней практики проходит историческая игра, когда появляется возможность проявить все полученные за этот год знания.
Среднее школьное звено – 5 и 6 классы – садоводческая и минералогическая практика. В 5 классе ученики изучают жизнь растений в непосредственной близости – неподалеку от школы. Делают клумбы, сажают цветы и деревья. Нежное, заботливое общение с землей формирует опыт осознанного отношения к природе как к неотъемлемой части жизни человека, что очень важно для детей, растущих в городах.
В 6 классе – лесная и минералогическая практика, изучение живых организмов, растений, различных пород минералов, навыки их определения и составления коллекций.
Старшие классы имеют дело с практикой лесной, индустриальной, геодезической, социальной и т.д. Дети выезжают в места народных промыслов, в горы, путешествуют по рекам, работают в саду и лесу, в поле, а также в детских домах, больницах, домах престарелых.
7 класс — лесная экологическая практика. Это может быть расчистка леса, высаживание молодых деревьев, уход за посадками и многое другое – то, чем люди могут реально помочь окружающей природе вместо того, чтобы слепо ее использовать.
8 класс — сельскохозяйственная практика в биодинамическом хозяйстве, в течение которой ребята принимают участие в различных сельскохозяйственных работах, видят весь процесс изнутри, «общаются» с растениями, животными, орудиями труда, уносят с собой бесценный опыт работы с натуральным хозяйством.
Ученики старших классов имеют возможность пройти и языковую практику. Ребята ездят в Германию, живут в дружественных школе семьях, общаются, учатся. В свою очередь, немецкие вальдорфские школьники приезжают и к нам. Переоценить полученные в результате таких поездок знания невозможно.
10 класс завершается геодезической практикой – составлением точного плана выбранной местности под руководством учителя, с применением специальных приборов для измерений, с использованием полученных за год знаний в этой области.
В 10 и 11 классах появляется социальная практика. Она проходит в детских садах, больницах, детских домах, домах престарелых, лечебно-педагогических учреждениях. Опыт сопереживания, осознания собственной значимости в жизни другого человека, соприкосновение с его проблемами и реальная возможность помочь – основное, что вынесут отсюда ребята.
Вот так в течение школьных лет постепенно, шаг за шагом, ребенок и узнает о своих возможностях. Ведь он пробует свои силы не только в русском языке и математике, что, безусловно, важно, но еще не конечно. Участвуя в разнообразнейшей деятельности, ученики получают самое важное – опыт, который в дальнейшем поможет им лучше узнать себя, определиться с родом занятий, справляться с трудностями, и, наконец, легко и спокойно адаптироваться к «реальному» миру, который зачастую так пугает многих родителей.